Пешеходный поход является наиболее популярным видом отдыха в Карпатах. Целью пешеходного туристического похода в Карпатских горах чаще всего является выход на ту или другую вершину, из которой открываются далекие горизонты и прекрасные пейзажи. При подготовке такого похода одним из первоочередных заданий есть выбор маршрута, то есть пути выхода на заданную вершину и спуска из нее. В статье подаются некоторые общие указания относительно решения этого задания.
Населены пункты в горных районах Украинских Карпат размещенные, по большей части, в долинах рек и их притоков, туда ведут тоже главные коммуникационные пути. Отдельные поселения на Бойкивщины разбросаны широко по горам, но и здесь центральная часть населенного пункта находится всегда и долине реки. Эти поселения служат выходными начальными пунктами пешеходных туристических маршрутов.
Начальная и конечная часть маршрута часто проходит путями, пригодными для автомобильного движения. Если эта часть достаточно большая (4 км. и больше) и не представляет туристического интереса, то желательно провести ее автотранспортом, который даст экономию сил и времени.
Пешеходная часть туристического похода начинается тогда с места, где мы всходим из автомобильной дороги и ведет по дорогам и тропинкам разного назначения и разного качества, а порой и по бездорожье.
Среди дорог и тропинок, которыми пользуемся в туристических походах, можно отличить:
1. Дороги, проложенные долинами, вдоль рек и потоков, притоков главных карпатских рек.
Некоторые из них неплохие, используются для местной связи между населенными пунктами, размещенными в долинах этих рек, а также для коммуникации между поселениями, которые находятся в системах рек, разделенных внутренними водоразделами. В таких случаях дорога, проведенная долиной одной реки, постепенно поднимается на водораздел в его наивысшем месте, после чего опять спускается вниз в долину второй реки. Другие дороги этого вида значительно хуже, в сущности тупиковые - в своей конечной части они превращаются в тропинки, которые, в лучшем случае, выводят на седла хребтов.
2. Дороги и тропинки, которые соединяют главные долины с хребтами гор, и дальше проходят вдоль этих хребтов.
Такие дороги используются для коммуникации населенных пунктов с размещенными выше верхней границы леса лугами и полонинами. Начинаются такие дороги или тропинки, конечно, возле устья притоку к большей реке, поднимаются стремительно кверху по линии хребта (временами серпантином) вплоть до верхней границы леса и оттуда ведут на хребет. На хребте, как правило, всегда есть дорога или тропинка, которая временами проходит мимо отдельных вершин (траверзует их). Дороги хребтов разветвляются в местах присоединения боковых хребтов, а также спускаются в долины окружающих рек.
3. Лесохозяйственные тракторные дороги, специально проложенные к местам лесоразработок, предназначены для лесозаготовительных работ.
Чаще всего эти дороги тупиковые, в нижней части порой неплохие, но ведут они почти всегда только к срубам.
4. Охотничьи тропинки, так называемые "райтштоки".
Они проложены на обочинах гор и хребтов, почти всегда горизонтально, или в виде серпантина, на высоте несколько сотен метров ниже верхней границы леса. Эти тропинки предназначены для охоты.
Среди коммуникационных путей в Карпатах нужно вспомнить еще так называемые плаи, то есть предназначены для людей или конного транспорта тропинки, которые испокон веков соединяют через леса и горы населены пункты из полонинами и между собой.
Хотя состояние и качество таких плаев часто очень плохое, однако всегда ведут они к цели кратчайше и выгоднее всего. В частности, они служат для весеннего выгона скота к горной долины ("горный долинный ход"), перегонке овец на новые пастбища, для связи горных долинных хозяйств с населенными пунктами и т. и. Длина их нередко достигает десятков километров. В отличие от других тропинок, плаи не изменяют своего положения, они стабильны и надежны, потому имеют широкое приложение в пешеходном туризме.
Тропинок, проложенных специально для потребностей пешеходного туризма, в Карпатах практически нет. В туристических походах используют дороги и тропинки, прежде всего, двух первых видов, а нередко в конечной части возле вершины переходят в бездорожье.
Выбирая трассу пешеходного похода, чаще всего отдают преимущество дорогам и тропинкам, которые ведут хребтами гор. В таком случае, в начале трассы часто встречается достаточно стремительный подъем через лес на хребет, а следовательно начинается путешествие по частично или полностью открытых поприщах, что дает возможность наблюдать широкие окружающие пейзажи. Но при этом часто придется идти "из верха на верх", то есть проходить по очереди отдельные вершины и седла между ними. Правда, седла между вершинами продольных хребтов обычно неглубокие, но седла, которыми соединены "между собой параллельные хребты", бывают достаточно глубокие; разница высоты между таким седлом и соседними хребтами может достичь сотен метров.
Еще одно неудобство маршрутов, проложенных хребтами гор - это ограниченность, или и полное отсутствие источников питьевой воды.
Трасса маршрута, проложенная долинами рек, сравнивая с трассой хребтами или обочиной, конечно, является короче. Наклон ее достаточно равномерен, нет постоянных подъемов и спусков, вода всегда близко. Но, в сущности, это все преимущества такой трассы. Поход вдоль рек лишен видов, потому неинтересный. Часто нужно переходить через реку; не всегда для этого есть кладка или мостики, приходится строить примитивные переправы или переправляться вброд, что существенно снижает темп похода.
Стремительный подъем на седло в конце долин рек, как правило, тяжелее, чем начальный подъем на хребет в маршрутах хребтами. Дороги вдоль рек затенены и потому всегда болотистые.
Охотничьи тропинки порой могут быть полезными для туристов, хотя они тоже не дают видимости и временами очень петляют. Состояние их, при отсутствии консервирования, не всегда удовлетворительное, встречаются сильно заболоченные места и завалы, которые приходится обходить.
Тракторные лесовозные дороги менее всего удобны для пешеходного туризма. В мокрую погоду они сильно заболочены, потому порой просто непроходные. Хуже всего то, что они часто ведут в "никуда". Заканчиваются в неудобных местах, откуда нужно выбираться бездорожьем.
Бездорожье в туристическом походе, особенно в поприще покрытом лесом или зарослями жерепа - всегда нежелательное. Жереп - карликовая горная сосна, растет выше лесной полосы густыми зарослями высотой до 3 м, стелется по земле, образовывая крылолестье. Однако иногда часть маршрута приходится преодолевать именно бездорожьем, поскольку другой возможности просто нет. Так бывает, например, на последних метрах подъема на вершину. Хождение бездорожьем по травянистым хребтами выше верхней границы леса не есть особенно тяжелым. Значительно тяжелее добывать вершины, покрытые каменными россыпями, так называемыми цекотами. Цекоты - каменные россыпи на некоторых хребтах и вершинах Карпат, построенных из Ямненского песчаника. Такие вершины, например, встречаются в Горганах. Если такая вершина покрыта дополнительно еще зарослями жерепу - она практически непроходная.
Выбор маршрута зависит, в первую очередь, от заданной цели похода (например, выход на вершину, посещение памятного места и т. д.), а также от выделенного для этого времени.
В случае однодневных походов (так называемых походов выходного дня) имеем в своем распоряжении от 8 до 12 часов, в зависимости от времени года, не учитывая затрат времени на транспорт. Реально время для пешеходной части маршрута определяется назначением и состоянием трассы, составом участников похода (их возрастом и физической подготовкой), временем года, погодой. Рассчитать это время можно только ориентировочно, выходя из средней скорости движения, которая равняется для равнинной части трассы 4-5 км/час, для подъемов - 1-2 км/час, для спусков - 2-4 км/час. Чем больший наклон и хуже состояние трассы, тем меньшая скорость движения. До этого еще нужно прибавить время на отдых, а также некоторый резерв, вместе не меньше 1/4-1/3 общего времени самого похода.
При подготовке материала использована книга «Популярные туристические маршруты по Украинским Карпатам (путеводитель)», Юрий Ситницкий, 1992. https://www.skole.com.ua
|