Бойковщина - это территория центральных Украинских Карпат, которая охватывает Сколевский район и частично или полностью смежные с ним районы (Туркивский, Рожнятивский, Долинский, Стрыйский, Дрогобычский, Самбирский, Старосамбирский, Великоберезивский, Воловецкий и Межгорный ). Эту территорию заселяет этнографическая группа - бойки. В основном бойки проживали в горных районах средних Лесных Карпат. В верховье реки Стривигор значительная часть этнографической Бойковщини теперь принадлежит к территории Польши. Бойковщина граничит из Гуцульщиной и Лемкивщиной. Из Гуцульщиной Бойковщина граничит по междуречье Лимницы и Бистрицы-солотвинской на северных склонах Карпат и Тересви в Закарпатье.
Из Лемковщиной граница Бойковщины проходит по верховьям рек Сяна и Ужа. Северная граница Бойковщины проходит карпатским предгорьем. Южной границей является горный Долинный хребет на Закарпатье.
Название бойки впервые в исторических документах вспоминается в XVII-XVIII ст. Бойковские деревни вспоминаются в Галицко-волынской летописи и в других средневековых источниках. Эти деревни находятся между горами в долинах рек и размещены друг вблизи друга. В XIII ст. украинский писатель И. Франко в исторической повести «Захарий Беркут» хорошо описал Бойковщину, а именно село Тухлю и Тухольщину на Сколевщине.
Согласно с гипотезой украинского ученого І. Верхратського название «бойки» происходит от часто употребляемого в бойковском говоре диалектного слова бойе (боййе, боййечко) в значении возгласа ага, ей-богу, наречия действительно. Но современный исследователь М. Худаш считает, что название происходит от антропонима Бойко.
Бойки, как и большинство этнографических групп, на территории Украины занимались скотоводством, лесным и сельским хозяйством. Для хранения сена и соломы бойки использовали специальную конструкцию, которая называется обориг. Обориг - это такая конструкция, которая складывается несколькометровых вертикальных столбцов, между которыми заготавливается сено или солома. Сверху обориг накрывается подвижной крышей из коры, соломы или драныц (специальных дощечек для покрытия крыш). Обороги используют бойки и в наше время.
Известно, что издавна бойки занимались земледелием. При этом под пашню они осваивали не только долины, но и горные склоны и лесные массивы. Этнографами зафиксировано, что для земельных участков вырубались леса и кустарники с последующим их сжиганием, выкорчевыванием пней, скапыванием мотыгой и обработкой пахотными орудиями. На территории Карпат почвы являются малоплодородными, потому здесь сложился своеобразный ассортимент выращиваемых культур и своя агротехника, какие характерные для разных климатических режимов разных высотных зон. Преимущественно бойки выращивали рожь, овес, картофель и другие культуры.
В животноводстве распространенным был крупный рогатый скот, среди которого популярными были волы, которые использовались для перевозки грузов и возделывания почвы .
На Бойковщине распространенными были такие ремесла, как лесорубство, теслярство, гончарство, бондарство, ткацкое и скорняжащее. Древесину бойки сплавляли по рекам. Из древесины строились дома и хозяйственные здания, производились из дерева почти все сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, домашняя утварь, посуда и др.
Следует выделить деревянные церкви, которые были настоящими шедеврами деревянной архитектуры. Некоторые церкви сохранились до нашего времени. Примером такой церкви является деревянная церковь Св. Пантелеймона в городе Сколе.
Традиционная бойковская народная одежда была простой. Она имела не сложную форму и крой. Свою одежду бойки шили из домотканого полотна, шерстяного сукна и овечьего меха. Цветовая гамма одежды, ее украшения и орнаментирование были относительно беднее и проще, чем на Гуцульщине.
В обычаях и обрядах бойков прослеживаются наслоения разных эпох и представлений, прежде всего тесная связь с житейскими делами человека. Распространенными являются колядки, свадебные песни-ладканки, пастушьи обрядовые песни, народные баллады, устнопоэтические произведения, которые связаны содержанием с местными историческими, бытовыми событиями.
Среди декоративного искусства на Бойковщине распространены вышивка, резьба по дереву, формы и способы украшения одежды, роспись писанок.
Исследованием этнографии Бойковщины занимались многие ученые и этнографы, таких как и. Вагилевич, И. Франко, Г. Зубрицкий, В. Охримович, І. Свенцицький и др.
В городе Львове в «Музее этнографии и художественного промысла АН Украины» и «Львовском музее народной архитектуры и быта» собраны ценные коллекции этнографических материалов и образцы народного строительства Бойковщины.
В подготовке материала использовались путеводитель "Пралеса в центре Европы" и учебное пособие "Этнография Украины" (С. А. Макарчук) https://skole.com.ua
|